Телефон

+7 (495) 765-94-25

 

Приглашение к обучению

Одним из наиболее востребованных обществом направлений прикладной психофизиологии, в текущее время, является «психофизиология детекции лжи». В рамках этой темы, до сих пор вопрос о возникновении реакций в ходе психофизиологического эксперимента остается открытым. Дискуссии, построенные на основе существующих теоретических взглядов, не позволяют сообществу практикующих полиграфологов достичь взаимопонимания, успешно развивать методическую базу психофизиологических исследований, использовать единые критерии оценки результатов экспериментов. Во многом, тормозом развития методологии служит принятая и широко рекламируемая система воззрений американской школы детекции лжи. Предложенная К.Бэкстером в 60-х годах прошлого столетия система количественной оценки физиологических реакций, для своего времени, была весьма перспективным шагом, нацеленным прежде всего на получение практических результатов в сфере обеспечения безопасности и защиты государственных интересов. Однако, как утверждают сами зарубежные специалисты, во многом она строилась на интуитивных представлениях того же Бэкстера, в условиях отсутствия глубоких научных данных о существе процессов, происходящих в психике и организме человека. С тех пор многое изменилось в системе знаний. Появилось большое количество методов и средств глубокого изучения состояний и процессов, происходящих в человеческом организме: топографическая энцефалография, анализ вызванных потенциалов, эхография, магниторезонансная и компьютерная томография, ядерный магнитный резонанс, и многое другое. Получили развитие весьма важные отрасли знаний о человеке: психология личности, социальная и профессиональная психология. Тем не менее, согласно установившимся традициям, направленность психофизиологии детекции лжи остается сугубо практической.

Представители сообщества полиграфологов в совершенстве владеют методами оценки реакций, с энтузиазмом обсуждают методические приемы и методы выявления скрываемой информации, не задумываясь о научных основах метода, механизмах возникновения эмоциональных реакций испытуемого, причинах различия в выраженности реакций на тот или иной стимул. Столь прагматичный подход обесценивает получаемые результаты, ведет к многочисленным ошибкам, сужает рамки применения метода. Ориентируясь на одну из 15 известных теорий возникновения реакций в психофизиологическом эксперименте, практикующие специалисты не могут дать соответствующую трактовку множеству наблюдаемых на практике явлений и фактов.

Между тем, вполне очевидной для всех является адаптационная теория, позволяющая объяснить всю гамму явлений наблюдаемых в практике психофизиологических исследований. Известно, что живой организм находится в постоянном взаимодействии, в самом широком смысле, с окружающей средой. Любое внешнее воздействие приводит к изменениям жизнеобеспечивающих функций организма человека с очевидными целями – обеспечить нормальную жизнедеятельность человека в условиях меняющейся среды, избежать пагубных последствий воздействия, сохранить равновесное состояние организма его регулирующих систем (гомеостаза), в конечном счете сохранить саму жизнь.

С позиций этой концепции все известные теории получают свое обоснование. Каждая из них справедлива для конкретной ситуации. Разница состоит только в начальных условиях той ситуации, в которую попадает человек. В то же время, создается впечатление, что такие весьма общие рассуждения не имеют прямого отношения к существу тех проблем, с которыми приходится сталкиваться практикующему полиграфологу. Беда в том, что именно это представление об иллюзорности и абстрактности общих соображений о существе дела и приводит к поиску разнообразных теоретических обоснований механизма возникновения реакций в прикладном психофизиологическом эксперименте, коим является тестирование, выполняемое полиграфологом. Действительно, в условиях Павловского эксперимента, воздействия простых стимулов (звук, свет) справедлива условно-рефлекторная теория. В условиях дефицита информации – информационная теория Симонова. В условиях криминального расследования – теория угрозы наказания Моссо, аффекта Лурии, конфликта и активации Барланда и Раскина, когнитивного диссонанса Фестингера и т.д. Но так или иначе любая из этих теорий описывает в том или ином виде, используя ту или иную систему доказательств, иногда собственную терминологию, один и тот же процесс адаптации тестируемого к условиям психофизиологического эксперимента.

Центр инновационной психофизиологии Алексеева Л.Г. дает знания будущим полиграфологам не только в традиционно используемых технологиях проверки на полиграфе, но и в новейших отечественных методах и средствах детекции лжи, подбора кадров, глубокого изучения личности методами психофизиологии. Знакомит с теоретическими вопросами технического обеспечения и научным обоснованием методов и средств, используемых в деятельности полиграфолога.

Занятия проводятся на базе «Современного психофизиологического института»

Следующий цикл занятий 2 февраля 2017 г. тел. +7 985 765 94 25

Ждем Вас с надеждой на сотрудничество!